Платные дороги, возмещение

Заметьте какая красота – недополученная прибыль! Этак сделал дорожку, взвинтил цены, народ ездить перестал за счёт чего снизил издержки и всё равно получаешь оговоренную прибыль! Красота! 5 млрд рублей!

У нас теперь все такие государственный проекты красивые, даже церковь примостилась, доходы с Исакиевского собора будет получать, а обслуживать храм будет бюджет Питера. 200 млн рублей!

Кто получит прибыль за то, что петербуржцы стоят в платных пробках

20.01.2017 в 16:13, просмотров: 4365

С открытием Центрального участка ЗСД в конце прошлого года перед петербуржцами открылись весьма заманчивые новые возможности. Добраться, например, из аэропорта до севера города за полчаса, а не за два часа по пробкам — это без сомнений приятно. И даже заплатить за такое путешествие 150 рублей не жалко. С другой стороны, новая трасса — это еще и новые пробки и новые нервы. Ибо простоять полчаса в заторе за те же 150 рублей уже совсем неприятно, а от скуки еще и нехорошие вопросы в голову лезут: кому же достаются деньги за эти платные пробки?

Кто получит прибыль за то, что петербуржцы стоят в платных пробках

Фото: Иван Петров

Затор двадцатилетия

Водители жалуются на заторы у пунктов оплаты. Многие автомобилисты до сих пор не разобрались, как рассчитываться за проезд по ЗСД, путают полосы, предназначенные для оплаты наличными, банковскими картами и транспондерами.

Да и вообще уже явно выделяются несколько «неблагополучных» участков. Самые большие пробки скапливаются у съезда на Богатырский проспект. Скоростная магистраль построена так, что с нее на популярный у горожан Приморский проспект можно съехать, только двигаясь с севера к центру. А вот в обратном направлении (то есть в густонаселенные спальные районы) съезда нет. И огромное количество машин ломится на ближайший Богатырский проспект, на котором и без того вечно пробки. В результате автомобили, прорывающиеся с юга города или Васильевского острова в Приморский район, образуют плотный затор. Сначала заполняются правые полосы, ведущие на съезд, самые наглые водители начинают лезть все левее, пока, наконец, почти все движение по скоростной трассе не перекрывается напрочь. Особенно жуткие пробки там выдались перед Новым годом.

Большие заторы также образуются у съезда на Благодатную улицу. А на Васильевском из-за ЗСД пробки выросли на прилегающих к съезду на Морскую набережную улицах. «После открытия съезда с ЗСД на Васильевский остров я, житель перекрестка Наличной и Уральской улиц, проспекта Кораблестроителей и Морской набережной, куда и выходит этот съезд, такие пробки вижу впервые за 20 лет!» — написал в соцсети Константин Васильев.

Иными словами, как минимум по одному проблемному месту (не считая неразберихи у касс) образовалось на каждом участке ЗСД. Водители надеются, что праздных автомобилей на трассе станет меньше с февраля, когда платным станет проезд по всей магистрали, включая Центральный участок, где денег пока не берут.

Три новых съезда за 4 года

«В связи с открытием движения по всей протяженности магистрали количество возможных маршрутов по Западному скоростному диаметру возросло кратно, что естественно и ожидаемо привело к росту транспортного потока до 230 тысяч транспортных средств в сутки, фактически на 100%. В таких случаях ожидается и фиксируется адаптационный период. Пользователям необходимо время для освоения корректных способов использования магистрали, для того, чтобы осознать все преимущества использования электронных средств оплаты», — считают в компании «Магистраль Северной столицы» (МСС), которая эксплуатирует ЗСД. В пресс-службе этой организации даже рассказали, что перед открытием Центрального участка трассы было проведено масштабное социологическое исследование. Опросили более 20 тысяч водителей, узнали, когда и какими заездами и съездами ЗСД они собираются пользоваться. И еще на стадии этого исследования выяснилось, что самыми востребованными будут пункты пропуска у Богатырского и Благодатной. И даже дополнительные меры для предотвращения заторов там были приняты. Так что страшно подумать, что бы там было без этих «дополнительных мер».

Кроме того, в МСС рассказали, что сейчас на магистрали «ведется работа по переоборудованию указателей выбора полос в зависимости от способа оплаты, новая система знаков намного заметнее и понятнее пользователю, чем существовавшая ранее». И компании советуют водителям учиться пользоваться современной дорогой, то есть заранее узнать, как происходит оплата, а не суетиться в последний момент перед кассами.

Но по большому счету все понимают, что проблемы с заторами на скоростной трассе и на подъездах к ней решатся с вводом столь недостающих дополнительных съездов и заездов.

«Городом принято принципиальное решение о создании предусмотренных проектом перспективных развязок ЗСД с Новым шоссе и с Шуваловским проспектом на Северном участке и с улицей Шкиперский проток на Центральном участке», — сообщили в МСС, отвечая на вопрос о ближайших перспективах. Впрочем, «ближайшие» — это громко сказано. Речь о перспективе до конца 2020 года. И, к сожалению, новых съездов на Приморский проспект в этих планах нет совсем.

Гарантированный доход

Стоимость проезда по ЗСД — отдельный вопрос. Сейчас миновать центр города на легковом автомобиле можно за 180 рублей (100 рублей стоит проезд по Северному участку, 80 — по Южному). Однако в МСС уже предупредили, что в первом полугодии 2017-го цены будут подняты. Тарифы пока еще в стадии определения. Но, по предварительной информации, стоимость проезда между двумя крайними точками ЗСД достигнет 300 рублей днем для легковых машин без транспондера (обладатели этого устройства будут платить на 15–25 процентов меньше).

А максимальная стоимость проезда одного участка ЗСД может со временем достигнуть 130 рублей (то есть до 390 рублей за всю магистраль). Но не более. Это оговорено в соглашении о государственно-частном партнерстве, заключенном между властями города и инвесторами, строившими трассу.

В этом же документе прописана и гарантированная прибыль инвесторов — 9,6 миллиарда рублей в год. Откуда взялась такая цифра, до сих пор доподлинно не известно. Ни в одном открытом источнике не разъясняется, как ее вычисляли. Но зато известно, что если предприниматели не соберут столько денег с водителей, то недополученные средства им будут компенсированы из бюджета города. То есть владельцам ЗСД доплатит до нужной почти 10-миллиардной прибыли каждый петербуржец. И так в течение 30 лет с начала эксплуатации — то есть с 2012-го по 2042-й.

При загруженности как в декабре прошлого года (до 230 тысяч автомобилей в сутки) собрать 9,6 миллиарда в год не сложно. Но, судя по всему, такое изобилие будет не всегда. Можно долго высчитывать транспортные потоки и прибыли. Но зачем, если городские чиновники это уже сделали? В бюджете Петербурга на 2017 год предусмотрено 4,2 миллиарда рублей на выплату той самой недополученной прибыли инвесторам!

Щедрый городской бюджет

Но кто эти инвесторы, которые так неплохо устроились? Как написано на сайте МСС, «участниками Консорциума являются «ВТБ Капитал», Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Ictas Insaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inssaat ve Ticaret (Турция) — технический консультант подрядчиков». Итальянцы и турки дорогу строили. А вот управлять ею, получать и распределять прибыль будут отечественные финансовые монстры — «ВТБ Капитал» и Газпромбанк. А кроме них, еще одно лицо, о котором не упоминается в официальных (для прессы) отчетах, но о котором знает система «СПАРК» — кипрская компания Blognot Ltd, официальным руководителем которой является некто Роис Потамитис. Ему принадлежит 8,5 процентов в МСС. И доподлинно не известно, является ли он реальным владельцем компании или лишь номинальным и за ним стоит кто-то еще.

И это было бы не столь важно, если бы инвесторы отрабатывали свои деньги. В конце концов они же потратились на строительство, и вполне логично, что теперь должны получить свой доход. Но давайте посчитаем.

ЗСД состоит из трех участков — первым появился Южный, за ним Северный, последним открылся Центральный. Первые два были построены полностью за счет государства. Они обошлись казне в 37 и 46 миллиардов рублей соответственно. Центральный оказался технически сложнее и стоил гораздо дороже.

«В рамках выполнения данных обязательств МСС привлекло с 2013 по 2016 год 120 миллиардов рублей в строительство Центрального участка, в том числе более 72 миллиардов собственных и кредитных средств…» — пояснили «МК» в Питере» в пресс-службе компании. Опять же — почти 50 миллиардов были выделены из бюджета. Итого, повторимся, инвесторы потратили 72 миллиарда. При гарантированной прибыли в 9,6 миллиарда в год эти затраты окупятся за 7,5 лет. Оставшиеся годы из 30-летней концессии бизнес будет получать прибыль и тратиться лишь на поддержание ЗСД в рабочем состоянии. Резонный вопрос мучает тысячи водителей: в чьих интересах власти города заключали такой «выгодный» договор, из-за которого десятилетиями горожанам придется платить кровные деньги (стоять в пробках за свой счет) финансовым монстрам и непонятному киприоту?

Сравните

Дороже Франции, дешевле США

Длина ЗСД — 46 километров. В ближайшее время стоимость проезда по всей трассе может увеличиться до 300 рублей. Таким образом 1 километр обойдется водителям легковушек в среднем в 6,5 рублей.

Для сравнения: проезд по одному километру трассы М-4 «Дон» обойдется примерно в 1,2 рубля.

В Европе самыми дорогими считаются французские дороги. Проезд по самой длинной (571 километр) из Парижа в Бордо стоит 54,8 евро, то есть примерно по 9,5 евроцентов за километр. По нынешнему курсу это около 6 рублей. Сопоставимо с питерским ЗСД.

В Италии на самой длинной платной трассе (Милан — Неаполь) километр стоит 7 центов (примерно 4,5 рубля), а на самой короткой (Лайнате — Комо) — 11 евроцентов (около 7 рублей).

В Великобритании всего одна платная трасса, там один километр водителям легковушек обходится максимум в 13 пенни, то есть в 9 рублей по-нашему.

В США разброс цен на платных дорогах довольно велик — где-то 20 центов, где-то все 80 (то есть 12–50 рублей). И тут уж американцам не позавидуешь.

В Китае за километр пути на платной трассе берут около трех рублей, а в Японии на одной из дешевых дорог (от Токио до Нагано) около 12 рублей за километр.