После стремительно, я бы сказал “домкратом”, падения нашей нефте-газовой экономики, власти задались вопросом пополнения собственных карманов. (Не, меня это не смущает, капитализм же.) Непродолжительные раздумия привели к решению ремонтировать дороги за счёт налогоплательщиков, и немножко поделить из собранных денег. Вероятно в процессе разработки концепции “немножно” множко увеличилось, по старой доброй традиции.
На свет явилось чудо-юдо, средство сбора поборов, хранитель дорог от дальнобоев, и просто прекрасное творение – система взимания платы “Платон”. Появилось она из чертогов братьев Ротенбергов и недр “Ростеха”, совершив апгрейд двойного налогообложения для дальнобойщиков до тройного. Теперь дальнобойщики стали платить за дороги аж но 3 раза: акциз в стоимости бензина, транспортный налог, “Платон”.
“Если от многого взять немножко, это не кража, а просто дележка.”
Максим Горький. Сказки об италии
Люблю я посчитать, посему посчитаем сколько стоит существование этой системе простому гражданину РФ. Итак “Платон” принёс в казну в 2016 году 22 миллиарда рублей, население РФ на 2016 год 146 804 372 человек. Делим доход на население и получается каждому жителю РФ пришлось расстаться с 150 рублями, или 450 рублей для семьи из 3х человек. Далее государство обязано платить оператору системы 10,6 млрд руб. в год, считай половину собранного, значит гражданин РФ отдал 75 рублей просто на существование системы “Платон”, средняя семья отдала отдала соответственно 225 рублей.
Почему я считаю на гражданина страны, да потому-что стоимость перевозок всегда включают в стоимость товара. Дальнобойщики не переходят на крупу и воду, они поднимают стоимость своих услуг.
Масштабы
Непосредственно на ремонт дорог, после уплаты дани, осталось 11 миллиардов рублей. Много ли это? Повышение акцизов на топливо должно было принести 90 миллиардов рублей. Девятикратная разница. Зачем тогда огород было городить с этим “Платоном”? Подняли бы акциз на топливо чуть выше и получили бы эти 11 миллиардов прямо в бюджет без дополнительных расходов, 75 рублей, которые уходят на содержание системы, остались бы у гражданина. Но план то не в поплнении бюджета и ремонте дорог, а в сборе мимо бюджета со многих по немножку…
АЛСО
Забавный круговорот денег в природе: деньги полученные от “Платона” частично замещают в дорожном фонде деньги, выделенные на строительство крымского моста. При этом, и сбором денег с дальнобойщиков, и строительством моста, занимаются одни и те же структуры.