Тонко
Я начинаю немного уважать разработчиков операции под названием “Реновация”. Космические деньги на кону настолько подогрели творческую активность и стратегическое мышление команды авторов, что некоторые приёмы достойны отдельного рассмотрения. Мне особенно понравились приёмы, которые я назову “недопонимание” и “переоценка“, раскроем же их суть.
“Недопонимание”
Провластные СМИ зарядили самых своих верных и “гибких” авторов на продвижение темы о том, что “Реновация” просто неправильно понята или не правильно освещается. Вроде как все участники событий прекрасные люди и хотят только добра, но вот недопонимание портит идилию выселяемых с выселяющими. При этом никакой ясности в чём недопонимание не вносится, пациента успокаивают общими словами: потерпи, подожди, заживёт, там будет видно, уточним у главврача и тп. При этом тумана наносят ещё больще, что тоже является частью хитрого плана. Это такой особый вид болтологии, который повсеместно применяют политики – сначала не ответить на вопрос прямо, затем перейти на другую тему, а закончить общим выводом ни о чём. В отсутствии диалога, неподготовленного человека такой приём приводит в состояние ступора.
Атмосфера непонимания создаётся и поддерживается специально и осознанно. Нужно это, чтобы уменьшить реакцию и работать на второй приём,который я рассмотрю.
“Переоценка”
Это стратегический, сложный приём. Я прям когда осознал, похлопал в ладоши. Следите за руками, как говорится.
Фаза 1
В законопроекте делаем следующее:
-
- ни о какой равноценности или компенсации за жильё не упоминаем;
-
- не конкретизируем тип постройки и его состояние;
-
- не вносим ясности в механизм переселения;
-
- популярно демонстрируем высокую вероятность неравноценности обмена.
Это очевидно приводит к падению цен на вторичное жильё в центре города. Под каток “Реновации” может попасть, как старая разбомбленная “хрущёвка”, так и добротная кирпичная “сталинка”. Рынок всеговторичного жилья в центре города падает “стремительным домкратом”. Рядовому покупателю рисковать совсем не хочется – квартира дело дорогое и капитальное, на одном ремонте можно потерять миллиона два-три. Спекулянту покупать такую квартиру нет смысла – механизм расселения не “лужковский”, потому набивать разваливающуюся однушку жильцами, в ожидании рассления в несколько новых квартир, уже нет смысла. Банкам давать кредит на ипотеку в рискованном доме, тоже нет никакого смысла – сегодня твой залог у метро в центре, а завтра окажется на окраине. Некоторые владельцы потенциально расселяемых квартир, решают продать свои квартиры, пока ещё не поздно. В итоге: никому не интересно покупать рискованную квартиру, а предложений всё больше – посему рыночная цена неминуемо упадёт.
Итог фазы 1 – рыночная цена упала!
Фаза 2
После бурного театрального возмущения, вносим поправки в закон о равноценном возмещении стоимости квартиры. СМИ в восторге – справедливость восторжествовала, власти пошли на встречу – победа демократии, владельцы – должны радоваться. Вот только стоимость их жилья как-бы нехило упала в процессе фазы номер 1. Соответственно по рыночной стоимости, им возместят не стоимость квартиры на втором этаже, в недавно капитально отремонтированном доме, в минутах ходьбы у метро, с качественным ремонтом миллиона на 3, а стоимость квартиры идущей под снос, которая к тому же совершенно не котируется на рынке.
Чтобы не дай потусторонние силы цена на рынке не поднялась, ясности в процедуры не вносим, тумана нагоняем не меньше чем раньше.
Итог фазы 2 – возмещение владельцам уменьшилось в разы!
Фаза 3
Выселяем владельцев, строим на месте пятиэтажной “хрущевки”, десятиэтажку, которая при этом гарантированно защищена от “Реновации”, что конечно же повышает её привлекательность на фоне бетонно-кирпичных потенциальных жертв Собянина.
Итог фазы 3 – ПРОФИТ!
Итого
Схема настолько беспроигрышная, что остаётся только поаплодировать авторам.