Демонополизация права на насилие

Госдураство и насилие

Современное государство – это в первую очередь монополия на насилие. Государство всегда имеет самые близкие отношения с насилием, будь то в отношении своих граждани или в отношении других государств, строго определены правила и обозначена монополия. Чем более развито государство, тем более всеобъемлющим и развитым становится его интеграция во все уровни насилия. Во времена отрочества моего прадеда, насилие в отношении жены было на усмотрении мужа, во времена отрочества моего деда насилие в отношении детей было на усмотрении родителелей, сейчас никакое насилие легально не остается в ведении гражданина в каком бы статусе он ни находился. В некотрых странах мира за шлепок по заднице можно неиллюзорно заехать на тюрьму или лишиться ребёнка. Тюрма – это один из вариантов исполнения насилия, как и отлучение от близких. Чистое суровое насилие!
При этом государству не просто дозволены такие действия, они обязательны для исполнения и одобрены обществом. Гражданин развитой страны уже просто не может себе представить, что кто-то будет вершить насилие по своему усмотрению, что он вообще имеет такую ментальную возможность. Примеры событий в Европе красноречиво об этом говорят, люди просто не готовы к такому и не знают как себя вести. РФ в этом плане “отсталая” страна: у нас взаимный мордобой 1 на 1 считается практически социальной нормой, а поход после проигрыша в оном в полицию считается некрасивым.

Легитимизация

Развитие общества привело к тому, что система насилия стала практически всеобщей и одинаковой для любого члена общества. Только в таком виде в прогрессивных странах она и считается приемлимой, в форме максимы: “все равны перед законом”. Возможности разные, а ответсвенность равная. По факту равенство ответственности при неравенстве возможностей – это весьма своеобразная конструкция. Поддержка такой конструкции требует недюженных способностей ответсвенных лиц. В менее развитыйх странах легимизация происходит за счёт средств убеждения, религии, страха, репрессий. Выделяются привилегированные группы, которые “убеждают” население в том, что такой порядок вещей является правильным.
Так или иначе в состоявшемся государстве происходит легимитизация насилия. Если не происходит то и государства нет, одно название.

Монополия

Важнейшим условием стабильного существования государства является монополия на легитимное насилие. Все базовые функции государства осуществляются через насилие. Есть согласие на то, что только государство имеет право на такого рода действия. Нарушение данной монополии приводит к гражданским войнам, появлению несостоявшихся государств, сепаратизму, массовым убийствам и прочим весёлым собитям, которые без жертв никогда не обходятся. Даже незначительные в масштабах страны, но грубые нарушения этого правила могут вызвать мощнейшие потрясения.

Демонополизация

Демонополизация права госудаства на насилие – предвестник конца государства.
Важно заметить в чью пользу происходит демонополизация насилия в РФ. Вестимо, в пользу влиятельных классов. Сейчас таким классом в РФ являются капиталисты, олигархи и чиновники.
Как же это происходит, рассмотрим от самых изящных вариантов до самых грубых.

Варианты демонополизации насилия путём внедрения законов, дающих право на использование права на насилие государства в интересах привилегированных классов:

    • АМПП и подобные структуры. Такого рода структуры клепают решения СУДА конвеерным методом, без каких либо реверансов в сторону нарушителей. Что тут неправильно? Всё. Коммерческая де-факто структура, созданная для получения прибыли, имеет особый доступ к судебной системе. Например, работнику работодатель не выплатил вовремя зарплату, он сразу же получает решение суда без привлечения работодателя, без сбора бумажен, пошлин, очередей – красота. В реальности рабочий замучается по судам и приставам ходить, если конечно дойдёт. Оспорить решение АППП кстати ещё та задачка. Тут на стороне частников играет вся государственная машина, изяшно до безобразия. Не ново, но не подкапаешься.
    • Коллекторы. Теперь у нас есть закон о деятельности этих господ. Почему-то этому закону кто-то радуется!? По сути выделена группа людей, которая имеет право на насилие в обход штатных механизмов. Представьте что гражданин приобрёл товар ненадлежащего качества, а магазин не хочет его менять, надо идти в суд, надо делать экспертизу? Нет! Надо названивать руководству магазаина, делать ему двусмысленные намёки, настойчиво предлагать решить вопрос в досудебном порядке. Сколько пройдёт дней до прихода участкового к такому потребителю? Я даю 3, максимум. Государство хитро сыграло в интересах банков.
    • Автостраховщики. Самый лайт вариант, тк не выбили себе прикрытие и бороться с ними можно. В список вошли так как массово не платят, как положено, и никто ничего не делает, а недавно перестали продавать полюса, там где это невыгодно.

Попустительские, незаконные варианты:

    • Попуститетельство бандитам. Не секрет, что некоторые наши органы раздают свой ресурс насилия в интересах крупного капитала. Все мы помним историю со станицей Кущевская, в которой бандиты, обладавшие удивительным доверием силовых структур, настолько оборзели что  результатом их деятельности стали 12 убитых человек. Агрохолдинг и ныне там.
    • Рейдерский захват. Тут в дело вступет сама судебная система и прокуратура, клепая своеобразные решения. Вводят ли их в заблуждение или это корыстно, мы не знаем, но такое как известно бывает. Гарантии что сработает нет, но вероятность успеха достаточно высока, особенно если жертва не в системе власти.

Варианты с создание альтернативных структур принуждения:

    • Личная охрана. Да, именно. Если брать в рамках закона, то эта структура берёт на себя функции правоохранительных органов по охране прав отдельно взятого гражданина, соотвтетственно и силовые функции волей неволей она выполняет. Если брать не в рамках закона, то есть как это реализовано сейчас, то это этакая дружина, поддерживаемая влиянием, деньгами и юристами своего нанимателя. Бороться с такой дружиной, что бы она ни творила практически невозможно, а уж с хозяином оной так просто бесполезно, так как он вообще не при делах – они сами. Сомневающимся можно попробовать не дать нарушить ППД против себя кортежу из мерина и гелика, и познать что за такое бывает.
    • ЧОП. Тут не буду много писать и так все знают. ЧОПы структуры не простые и создаются только с высокого соизволения, работают как хотят. По закону ничего не могут, но работают в интересах нанимателя и порой бывает набьют лицевую область какому-нибудь служителю закона. В общем силовой ресурс без моральных ориентиров и понятий о долге.
    • ЧВК. Терминальная стадия демонополизации. Настоящая армия из бывших военных, профессионалов, как правило с опытом участия в боевых действиях. Очень серьёзная во всех планах структура. Получает зарплату от владельца, выполняет его приказы. Всегда под крылом официальной власти. В зависимости от задач бывает публична и интегрирована в армию, как “Французский легион”, или закрыта и прямо не интегрирована как “ЧВК Вагнера”. Серьёзно отстаивает интересы сильных и самых авторитетных владельцев государства. Например “Легион” отстаивает интересы EDF устраивая принуждение к миру в Мали.

Чем такие дела заканчиваются

Эталонный результат демонополизации насилия – это Украина. Там всё развивалось от самых легких до терминальных проявлений.

Антисоциальные законы, сращение криминала и власти, рейдерские захваты – всё это можно было наблюдать в избытке. В связи с наличием таких прекрасных факторов поддерживать Януковича во время переворота 2014 года широкие слои населения не захотели. Против же выступали военизированные отряды националистов, которым не мешали расти и развиваться, чтобы, по задумке, они могли поумерить пыл пророссийского востока Украины. Внезапно оказалось что если выращиваешь на своей территории, альтернативную систему насилия, она может сработать так как удобно ей самой, или её кураторам. Что и произошло. Армия работать правильно против гражданских не может и не умеет. “Беркут” не вызвал у протестантов никакого уважения, так как непонятно чем они отличаются от других упырей в погонах. Произошел переворот и начались самые показательные события. Радикалам выдали право на насилие в неограниченных объёмах, что и привело к необратимым последствиям.
Если “усмирять” митинг приезжают предствители государства, аля милиция, ВВшники или ОМОН то, народу конечно неприятно, но все понимают – так устроено государство. “Полицейские” конечно могут свирепствовать, но делают это по приказу государства и с хотя-бы формальным соблюдением закона, то есть представители закона не загоняют людей с последующей расправой, не поджигают дома с манифестантами, не добивают посреди бела дня выживщих после падения из окон. Формальная законность и соблюдение норм поведения сохраняют сакральность и легитимизируют власть в глазах населения, особенно не участвующего в событиях. На Украине же радикалы развернулись на полную, естественно не соблюдая закон, не имея представлении о допустимых пределах применения силы. Безграничное право на насилие было передано, тем кто никак это право не легитимизировал! Власть в глазах целых регионов сразу же потеряла свой сакральный статус. Как результат – отвалился регион, конечно не без помощи большого соседа. (Я удивляюсь как западные соседи, явно готовивщие под это почву не сделали того же.) На востоке началась гражданская война, которая породила финальное проявление катастрофы – добробаты и батальоны олигархов, теперь право на насилие получили все, кто мог либо финансировать батальон, либо собрать его на других основаниях. Как и против кого воевали эти формирования думаю рассказывать не стоит, самые упоротые типа “Торнадо”, даже во время всеобщей неразберихи отличились настолько, что их стали усмирять другие такого же генезиса формирования.
Теперь Украина де факто превратилась в несостоявшееся государство(failed state) под контролем западных кураторов, которые хотят сохранить витрину, якобы освободившегося от гнёта РФ и олигархов государства. В каких ещё странах мира боевые действия личными ЧВК ведут местные олигархи? Конго, Судан, Сомали и другие “прекрасные” государства.

А что у нас?
Я специально приводил примеры из нашей действительности, а развитие событий из украинской. Повторение событий для меня очевидно. Мы находимся на переходе от этапа демонополизации насилия к этапу делигитимизации власти. Мне видится что Украина это “ускоренный” образ РФ, просто у нас события происходят в несколько раз медленнее в силу того, что мы больше во всех смыслах. Причин к тому, чтобы у нас события развивались по другому, я пока не вижу. Есть конечно всякие положительные выбросы, но суммарный вектор совсем не радует.